Наш 7 "г" класс

Наш 7 "г" класс
Наше содружество перерастёт в дружбу.

суббота, 25 января 2014 г.

Достойный ответ.



                      В 1811 г. итальянский физик и химик Амедео Авогадро (1776-1856) высказал гипотезу о том, что в равных объемах раз­ных газов при одинаковых условиях со­держится одинаковое число молекул. Впоследствии эта гипотеза, подтвержден­ная  многочисленными экспериментами, стала законом, однако первоначально идеи           Авогадро не были поняты и в течение дол­гого времени оставались почти неизвест­ны химикам.

                Авогадро неоднократно излагал свою молекулярную теорию, пытаясь      
      популярно объяснить ее смысл. Однажды с помощью своей теории ему удалось даже        одержать верх в споре со знаменитым математиком Карлом Гауссом, который, говоря  о сущ­ности научных законов, заметил, что насто­ящие законы существуют только в матема­тике, а химия не может почитаться за науку и в лучшем случае способна выполнять лишь роль служанки математики.

                   Авогадро решил заступиться за свою любимую химию. Он сжег 2 л водорода в 1 л кислорода и получил при этом 2 л во­дяного пара. Демонстрируя результат опы­та
   Гауссу, Авогадро торжествующе вос­кликнул:

- Вот видите! Если химия захочет, то 2 плюс 1 окажутся равны 2. А что скажет на это ваша математика?

                                Случай на экзамене.





Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской Академии и 
лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос.
             Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент, согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал на меня.
                     Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра». Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания».
Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно 
полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.
                   Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.
                    Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = (a·t2)/2, вычислите высоту здания».
                      Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетвори-
тельным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам.
                       «Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра», начал студент. «Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию,определить высоту самого здания».
«Неплохо», сказал я. «Есть и другие способы?»
«Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. 
Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, 
прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав 
количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод».
«Если вы хотите более сложный способ», продолжал он, «то 
привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, 
определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. 
Из разницы между этими величинами, в принципе,можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессиш.
«Наконец», заключил он, «среди множества прочих способов 
решения проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите 
барометр с собой, найдите управляющего зданием и скажите ему: 
«Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».
Тут я спросил студента - неужели он действительно не знал 
общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, 
но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где 
учителя навязывают ученикам свой способ мышления.
Студентом этим был Нильс Бор (1885-1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.






Комментариев нет:

Отправить комментарий